Новости

Путеводитель по монастырю
Игумения монастыря
Духовенство
Насельницы монастыря
Возрождение обители
Фотогалерея
Видеофайлы
СМИ
Воскресная школа
Благотворителям
Полезное чтение
Подворье монастыря в Москве

Контакты
Гостиница "Иерусалимская"

 

 



й
На главную страницуСвятыни Кресто-Воздвиженского монастыряИстория монастыряСестрамМирянам

.
19 января 2018 г.
Святое Богоявление.
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В Кресто-Воздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре в ночь с 18-е на 19 января 2019 г. прошло торжественное богослужение в честь праздника Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Здесь сама монастырская атмосфера располагает к молитве. Здесь протекает тихая, спокойная ночь, без суеты. В городе, в любом соборе, много так называемых «захожан» — пришли, посмотрели… А здесь,в Кресто-Воздвиженском Иерусалимском монастыре, в основном именно те, кто приходит помолиться. И мы молимся здесь за всех. И за «захожан», и за прихожан. Молимся в тихой и спокойной монастырской атмосфере.




 

Крестный ход на Иордань.

 

В ночь с 18 на 19 января
в освященные воды монастырского пруда окунулось более 700 человек.


Малыши умывались святой водой

А дети постарше окунались вместе со взрослыми

История крещенских купания на Руси началась... с курьеза... 

Мало кто знает, что практика Крещенских купаний на Руси началась с исторического курьёза. Но если вернее, мы имеем уникальный сплав двух древних христианских традиций и одного недоразумения. 

Первая традиция состояла в том, что на рубеже поздней Античности и Раннего средневековья люди принимали христианство в массовом порядке. А потому массовыми были и Крещения. Это было торжеством всей Церкви и больше походило на Крещение киевлян святым князем Владимиром в 987 году. Такие многолюдные Крещения были приурочены к большим христианским праздникам, таким как Пасха, Троица, Рождество или Богоявление. Но на Руси, где климат не благоприятствовал проведению Крещений в открытых водоемах, буквально через три-четыре поколения Таинство вхождение в Православную церковь стало индивидуальным. Крестить стали в маленьких емкостях с водой – купелях, для которых в зимний период воду можно было подогреть. 

Вторая традиция появилась в далеком Иерусалиме. Там, кроме торжественного освящения вод, которое происходило в Крещенский сочельник (18 января), на следующий день крестным ходом шли к реке Иордан. Здесь 19 января (7 января по Старому стилю) воду освящали во второй раз. При этом оба освящения воды производились по одному чину, и вода считалась, как и теперь, одной и той же Крещенской (Богоявленской) святыней. Из Иерусалима эта практика постепенно распространилась по всем странам православного мира и к концу XVI века пришла на Русь. 

После Божественной литургии в день Богоявления-Крещения из Московского Кремля выходила торжественная процессия духовенства во главе с царем и патриархом. Звонили все колокола. Набережные облеплял народ. Процессия останавливалась на льду посередине Москвы-реки, где заранее была вырезана купель в виде восьмиконечного креста - Иордань. На время богослужения Москва как бы «превращалась» в святой град Иерусалим, а главная столичная река – в палестинский Иордан. Здесь патриарх совершал чин Великого водоосвящения. После него все желающие черпали освященную воду из проруби и ведрами разносили по домам. Никто и не думал тогда лезть в ледяную воду! 

А вот дальше История улыбнулась. Царь Алексей Михайлович Романов очень не любил, когда его бояре опаздывали на богослужения. Тем более это касалось богослужений общественных, таких как Великое водоосвящение. А когда опоздания случались, то провинившихся - наказывали. Царская охрана брала вельмож под белы рученьки и без промедления швыряла в ледяную воду. Причем, швыряла прямо в одежде! Под общий хохот, отдуваясь и фыркая, бояре, словно моржи, выкарабкивались на лед. Но царь был отходчив. Да и как можно гневаться в великий праздник Крещения Господня? Поэтому, «моржей поневоле» тут же ждало царское прощение, чаша горячего вина с пряностями и сухая шуба. Под конец жизни Алексея Михайловича некоторые царедворцы специально опаздывали на Великое водоосвящение, чтобы потешить царя. Так происходило из года в год. Простой народ, смотревший на царскую забаву, воспринял все буквально. И полез в прорубь! Так появилась русская традиция Крещенских купаний.

Посмотреть другие фотографии.
.

Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь; Московская область, Домодедовский район, с. Лукино.