Новости

Путеводитель по монастырю
Игумения монастыря
Духовенство
Насельницы монастыря
Возрождение обители
Фотогалерея
Видеофайлы
СМИ
Воскресная школа
Благотворителям
Полезное чтение
Подворье монастыря в Москве

Контакты
Гостиница "Иерусалимская"

 

 



 

 

На главную страницуСвятыни Кресто-Воздвиженского монастыряИстория монастыряСестрамМирянам


11.01.2014г.

Жизнь должна быть исполнением воли Божией

Игумения Екатерина (Чайникова) с 2001 года является настоятельницей подмосковного Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря. Духовными вехами на жизненном пути матушки Екатерины с детства становились знаменитые православные обители – Псково-Печерский монастырь, где девятилетней она уже она несла послушание, затем Свято-Успенский Пюхтицкий. В 90-е годы, когда началось возрождение Русской Церкви, матушка была назначена на должность, называвшуюся отнюдь не по-женски – комендант Московской Патриархии, руководила реставрацией и строительством патриаршей резиденции в Чистом переулке. Кресто-Воздвиженский Иерусалимский монастырь с его Подворьем в Москве, вверенный попечению игумении Екатерины, также потребовал от матушки приложения многих сил и твердой воли для восстановления и отстаивания прав разоренной в годы безбожия обители. Но сколько бы времени не отнимали хозяйственные заботы, – главным для матери-настоятельницы всегда остаются вопросы духовного устроения.. О них и шла речь в беседе с игуменией Екатериной.

– Матушка, как давно Вы стали монахиней? Как отнеслись к Вашему решению близкие?

– Монашеский постриг я приняла в 2001 году, от руки Патриарха Алексия Второго. Но ведь до пострига надо пройти все ступени новоначального послушника – это многие годы жизни в монастыре.

Близких о своем решении уйти в монастырь уведомила незадолго до того. Маме сказала за неделю и получила одобрительное: «Беги, беги скорее...» В день отъезда мы вместе с ней пошли в монастырь на раннюю Литургию (проживали мы тогда в Печорах Псковской области), обошли с молитвой «Богородице, Дево, радуйся...» вокруг обители, после чего она посадила меня на автобус, который привез меня в Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь. Это было в 1987 году, в день, когда Церковь празднует Рождество Иоанна Предтечи. Надо сказать, что, меня уже ждали в монастыре, так как прошение на имя игумении Варвары (Трофимовой) я написала за год до приезда в обитель. По существующему законодательству в то время необходимо было после окончания учебного заведения отработать положенный срок. Пока я работала на предприятии в миру, матушка Варвара напоминала мне: «Ты уже являешься сестрой монастыря», – и осознание этого помогало преодолевать трудности расставания с миром.

– Зачем человек уходит в монастырь, ведь служить Богу можно на всяком месте?

– Да, несомненно, можно служить на всяком месте. Но, на каждом ли месте есть благоприятные условия для служения Богу? Уходя в монастырь, человек ограждает себя от влияния мира «и вся яже в мире». Когда одного монаха спросили, а читает ли он газеты, он ответил: «Вы ведь не будете спрашивать у покойника, читает ли он газеты». Монах ограждает себя от влияния мира, чтобы сохранить чистоту души и тела. Куда сложнее сохранить себя, когда вокруг бушуют страсти. Всё, что око не видит и ухо не слышит, то на сердце и не приходит.

– Современному человеку, привыкшему к комфорту, довольно трудно бывает принять решение отказаться от условий жизни, в которых он вырос, сформировался... Насколько жизнь в обители отличается сегодня от жизни в миру?

– Что мы понимаем под словами «комфорт и условия жизни»? Привык валяться на диване и часами смотреть телевизор, или играть в компьютерные игры? Привык проводить дни, бездельничая в веселой компании? От таких условий жизнь в монастыре сильно отличается. Любая праздность есть начало порока. Поэтому, человек, принявший решение уйти в монастырь, должен с первого дня вооружиться против себя, своей лени, гордости, самолюбования с кичливостью и прочих духовных болезней и греховных привычек. Помогут ему бороться с этим, в первую очередь, безоговорочное послушание и молитва. А если речь идет о бытовых условиях, то из описания любого монастыря можно увидеть, что в техническом оснащении даже до революции 1917 года почти все обители были «впереди планеты всей». И в настоящее время монастыри населяют совсем не глупые люди, а чаще незаурядные личности.

– В чем, на Ваш взгляд, заключаются главные трудности для человека, стремящегося к монашеству в наши дни?

– Как известно, дорогу осилит идущий. Человеку, который сегодня стремится к монашеству, чаще всего не хватает решимости идти вслед за Господом, недостает сил, чтобы расстаться с миром и со своим эгоизмом, нет желания стать всем для всех. Нет главного – Любви к Богу и ближнему, а для того чтобы в полной мере любить ближнего, надо быть готовым уступить ему свое место, отказываясь от всего, за что мы так крепко держимся.

– Есть ли особенности у женского монашества и в чем они заключаются?

– В монастырской среде есть поговорка: «монах-монашка, одна рубашка», другими словами, хитон добровольной нищеты, который монашествующие надевают при пострижении. Одинаковые обеты на себя берут и братия, и сестры: «несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). И очень часто при постриге женщинам дают мужские имена святителей, преподобных или мучеников. Есть особенности бытового характера, но для подвига монашества это особого значения не имеет. Во многих житиях святых угодников есть свидетельства о том, как женщины переодевались в мужское платье и шли подвизаться в строгие мужские обители, и никто не мог отличить их от братии ни по высоте подвигов духовных, на себя возлагаемых, ни по тяжести трудов физических, которые они несли.

– Что для Вас послушание?

– По гордости за непослушание с Небес был низвергнут Денница. За грех непослушания были изгнаны прародители Адам и Ева из Рая. Наивысшая добродетель – это послушание, и никакое великое дело не может быть завершено без нее. Из Священного Писания и Евангелия мы видим, что жизнь Пресвятой Девы, Матери Божией была посвящена только исполнению воли Бога: «Се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему» (Лк. 1, 38). В Гефсиманском саду Христос Спаситель, молясь перед грядущими страданиями, просил: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42). Образ послушания показал нам Христос «даже до смерти, смерти же Крестной» (Флп. 2, 8). Послушание чад своим родителям, послушание Церкви, послушание духовному наставнику, послушание любому человеку – всё это добровольное подчинение своей воли – воле над тобой поставленного. Послушание – это залог нашей духовной свободы. Жизнь должна быть исполнением воли Божией, а все остальное только по необходимости. Послушание «в огне не горит и в воде не тонет» – вот что такое послушание для меня. Не как я хочу, или хочет моя испорченная грехом природа, а что хочет о мне Создавый меня Господь.

– Чем послушание отличается от дисциплины?

– Послушание и дисциплина совершенно разные понятия. Понятие дисциплины – это не святоотеческое, а мирское. Дисциплина – это обязательное подчинение установленному порядку в том или ином сообществе людей, в коллективе, на предприятии или в организации. Требования, которые неукоснительно должны выполняться людьми, совместно проживающими, работающими или служащими. Дисциплина регулирует внешние и внутренние правила поведения людей. Там, где говорится о дисциплине, – подчеркивает архимандрит Софроний (Сахаров), – там заканчивается подлинная монашеская жизнь

– Какое значение имеет для духовной жизни человека, монаха (монахини) духовник? Меняются ли отношения с духовником в монашестве? Как строятся отношения игумения–духовник–сестры?

– Духовник – это, прежде всего, молитвенник о твоей душе и посредник между тобой и Богом. Многие путают предназначение духовника и задают ему пустяшные, бытовые вопросы, маскируя их под благовидный предлог пообщаться. Купить или продать? Есть ли на это воля Божия? Замуж идти или в монастырь податься? и т. д. Спрашивают, и в большинстве случаев, к сожалению, делают все по-своему.

А если уж человек в монастырь ушел, по призванию или по благословению, то духовник никогда не должен стремиться управлять своим пасомым, а доверить его воле Божией и молиться, чтобы через настоятеля или настоятельницу Господь направил его стопы ко спасению. И по молитвам духовного отца Господь всё управит во благо душе.

Отношения с духовником в каждом монастыре строятся по-разному. В идеале духовник не должен стоять между игуменией и сестрами. Духовник, принимая исповедь, призван врачевать духовные язвы сестер и помогать им бороться с грехами и искушениями, а если этого бывает недостаточно, не слышит его сестра, то, посоветовавшись с игуменией, вместе принять решение к духовному исправлению согрешающего человека. И, наоборот, игумения в совете с духовником должна помогать сестрам найти правильный путь к исправлению жизни, по слову апостола Павла: «всё у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16, 14)

– В каком возрасте лучше уходить в монастырь? В молодом, не подвергая испытаниям чистоту юношества, или, получив светское образование и окрепнув в решении, посвятить жизнь Богу?

– Психологи уверенно говорят, что любому человеку необходимо определиться с выбором жизненного до 30 лет. Согласна с таким мнением. Исходя из опыта монастырской жизни видно, что чем моложе организм, тем легче он вживается в определенную систему и принимает правила, в нашем случае – монастырской жизни. Чем меньше «багаж» грехов у человека от мирской жизни, чем меньше нитей, связывающих его с миром, тем менее трудным покажется ему монашество. Господь сказал: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11, 30). Человеку пожилого или почтенного возраста, уже с определившимися взглядами на жизнь, трудно, а порой и невозможно найти в себе силы для подвига молитвы, послушания и смирения, расстаться с миром, и посвятить всю жизнь служению Богу и ближнему. А принять постриг надо, уже пожив в монастыре достаточное количество лет, испытав свою совесть – готов ли? Образование может быть как помехой на пути к монашеству для слабовольных, так и причиной ухода в монастырь: образование нередко приводит к познанию Бога.

– Много ли сейчас сестер в Вашем монастыре?

– Христос сказал: «Приходящего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6, 37). Сестры, желающие нести подвиг молитвы и трудов в монастыре, должны прежде испытать свое намерение. Далеко не каждому хватает сил душевных побороть свою строптивость и начать новую жизнь, поэтому пробуют себя многие, а остаются избранные: «Не вы Меня, избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). Число насельниц в нашем монастыре колеблется от 25 до 30 человек. Умирают старые или уходят слабые, на их место приходят желающие себя испытать.

– Стараетесь ли Вы, давая послушания сестрам, учитывать их образование, профессию, таланты? Нужно ли это учитывать?

– В первую очередь необходимо учитывать, что приведет к пользе духовной для человека. Иной человек может много полезного сделать для людей и обители, если все профессионально приобретенные знания и опыт употребит на общее дело. А он не хочет этим заниматься, считая, что с мирскими делами покончено. Правильно ли это? Далеко не всегда. Если Господь наделил человека различными познаниями, талантами, то преумножать их необходимо и в монастыре, не закапывая в землю, подобно евангельскому глупцу.

– Есть ли у Вас идеалы монашества, игумении, на которых хотелось бы быть похожими? Есть ли любимые святые подвижники? Кто они?

– Идеальных людей нет. Пророк Давид говорит: «Всяк человек ложь» (Пс. 115, 2), только Один Бог без греха. Но радует меня то, что очень многие люди служат примером для меня, и не только для меня, – своей непоколебимой верой, благочестивой жизнью, добрыми делами. И мы всегда можем у них учиться и их примером вдохновляться, а в чем-то и подражать. Слава Богу! Я счастливый человек и встретила на жизненном пути многих людей, ставших для меня примером.

Святые, близкие моему сердцу, конечно, есть. Великие по житию и подвигам земным, избранники Божии – святитель Иоасаф Белгородский, преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский и Мария Египетская, великомученица Екатерина, великая княгиня Евфросиния Московская, Ксения блаженная и многие другие духовные наставники и сродники наши. Чувствую их близость своим сердцем и верю, что они всегда рядом и помогут.

Беседовала Екатерина Орлова
Фото: Владимир Ходаков

Материал сайта www.monasterium.ru

Другие статьи

 

Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь; Московская область, Домодедовский район, с. Лукино.