На главную страницуСвятыни Кресто-Воздвиженского монастыряИстория монастыряСестрамМирянам

Проповедь архиепископа Феогноста, произнесённая 15 марта 2011 года
после Литургии Преждеосвященных Даров, в Кресто-Воздвиженском
Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре.

Архиепископ Феогност

        ...Несчастен человек, который гордится тем, что он выдерживает формальные внешние признаки поста. И благословен человек, который постом и молитвой утончается душой и телом и становится чутким, внимательным к самому себе и окружающему миру.
        Многие страсти борют человека. Много зла есть в каждом человеке. Но начало всех зол - это непослушание и зависть. Непослушанием и неверием Адам с Евой были изгнаны из Рая. А зависть впервые на земле пришла с кровью.
        И сегодня паремия вновь нам напомнила о страшной братоубийственной брани, когда брат убил брата. Каин убил Авеля. Но почему убил? Убил из зависти. Убийство это было следствием того, что он позавидовал брату. Он не мог смириться с тем, что жертва, которую принёс брат Богу, была принята Богом. А его, Каина жертва, была отвергнута и не принята Богом. И это убийство от зависти послужило началом той драмы, которая до сих пор продолжается на Земле.
         Если каждый внимательно присмотрится, заглянет в свою жизнь, то он увидит, что много зла каждый из нас сотворил именно позавидовав ближнему своему. Именно тогда, когда мы не можем порадоваться радости своего друга, значит в нас живёт зависть. И значит в нас говорит кровь Каина.
         Но что же делать? А вот именно для этого и даны нам спасительные дни поста. Мы должны внимательно рассмотреть своё внутреннее состояние. И вспомнить не только о том, что мы сделали, но и о том, почему мы это сделали. Какие сложные, или, наоборот, простые чувства руководили нами, когда мы совершали тот или иной грех.
        В молитве святаго Ефрема Сирина, мы просим Госопода, чтобы Господь нам не дал духа любоначалия. Что такое любоначалие? Любоначалие - это особая болезнь, которая живёт в некоторых, а может и во многих людях. Чувствуя свою внутреннюю неполноценность, чувствуя свою греховность, они не хотят заниматься исправлением себя. Они хотят получить власть. Хотя бы небольшую власть, хотя бы над кем-то. И чтобы эта власть подтвердила чувство собственной значимости. И когда человек не получает власти, он завидует. И то зло, которое происходит в семье, то зло, которое происходит в районах, городах, государствах и между государствами, в основе его лежит любоначалие и зависть, стремление получить власть, чтобы подчеркнуть собственное превосходство над окружающими людьми. И когда это не получается, то зависть снедает такого человека.
        Мы знаем, о том, что есть страшные болезни, которые убивают тело человека. Болезни, которым несть числа, но это болезни тела. А зависть - это болезнь, которая убивает душу, а потом и тело. Подобно тому, как ржавчина съедает железо, так и зависть съедает душу того человека, в котором живёт.
        Мы имеем великое таинство. Таинство покаяния. Но таинство покаяния и таинство исповеди - это не одно и то же. Просто признав свой грех и просто покаявшись в нем, мы не избавляемся от него. Он продолжает жить в нас. Но как же избавиться от этого? Есть простое средство: нужно учиться радости ближних. Нужно учиться радоваться тому доброму, что случилось у ближних.
        Вот смотрите, какая сложная цепь: зло-желательство, зло-радование и зло-действо. И наоборот: добро-желательство, доброто-любие, и тогда добро-детель совершается. Учиться радоваться радости ближних. Вот этому простому нужно учиться. Подобно тому, как ребенок учится ходить, подобно тому, как ребенок учится говорить, и мы должны учиться радоваться радости ближнего. И когда в своём сердце вдруг обретаем зависть, в этом нужно каяться, и заставить себя полюбить ближнего. Наверное, трудно себя заставить. Но во имя заповедей Христовых, во имя Любви Божией, во имя Царствия Божия мы должны понять, что мы должны научиться радоваться радости своих ближних.
        И пусть каждый из нас каждый день, и каждую неделю, и каждый месяц, и всю свою жизнь внимательно наблюдает за собой. Нужно бояться обрести в сердце своём чувство зависти. Больше, чем боятся те, кто вдруг идут на обследование и обнаруживают у себя рак, туберкулёз или какие-то другие страшные болезни. И, наоборот, нужно радоваться, если ты смог порадоваться радости ближнего своего. Радости своего соседа. Радости... своего врага. Радости своих ближних и дальних. Учиться радоваться радости людей. И тогда зависть отойдёт от вас. И тогда наша часть будет не с Каином, а будет с Авелем. И будем мы благословенны во веки веков. Аминь.
        Я благодарю вас всех за святые молитвы, ибо нет ничего более в этой жизни, чем совместная молитва. Ибо там, где двое или трое во Имя Господне собраны, там и Господь среди них. И нас сегодня Господь объединил. И Он был с нами. И мы должны нести это состояние радости совместной молитвы, радости богообщения сегодняшний день, если хватит, то завтрашний. Как только не хватает, то сразу идти к службе святой. Прибегать к ней, как прибегает жаждущий к воде, как прибегает алчущий к пище. Так и вы должны жаждать Слова Божия. Жаждать совместной молитвы. Ибо в этом наше счастье, и нет другой большей радости, чем совместная молитва, ибо когда мы научимся любить друг друга и быть вместе, то и внешние дела, они совершатся. Всё произойдёт как бы само собой, хотя мы должны много для этого потрудиться, но Господь будет с нами. И благодать Божия покроет нашу немощь. И исцелит нас.
        Поздравляю матушку игумению и благодарю. Дай Бог матушке силы, ум и крепости с любовью и верой отстоять монастырское, дай Бог умножения сестричества. Дай Бог быть единым Телом во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

Посмотреть фотографии >>

 

 

 

 
 
Новости

Путеводитель по монастырю
Игумения монастыря
Духовенство
Насельницы монастыря
Возрождение обители
Фотогалерея
Видеофайлы
СМИ
Воскресная школа
Благотворителям
Полезное чтение
Подворье монастыря в Москве

Контакты
Гостиница "Иерусалимская"
 
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь; Московская область, Домодедовский район, с. Лукино.